5 признаков хорошего дизайна

1. Простота и элегантность решения

 

Сделать что-то быстро и просто – лучше, чем сделать что-то медленно и сложно. Это один из признаков эффективности. А эффективность – главный критерий дизайна. Если вы потратили на ту же самую вещь 15 минут, лучше, чем если вы потратили на нее весь день. Так вот странно, совсем не как искусство. Однако, нужно учиться годами, чтобы сделать это за 15 минут. Более простые средства, которыми решены более сложные задачи – с точки зрения дизайна предпочтительнее.

 

Пример – штангист, взявший вес, произведет гораздо больший эффект, если он дохлик, чем если бы он был здоровым качком, для которого это обычное дело.

 

2. Эффективность

 

Эффект – это то, для чего дизайн сделан. В каком-то смысле о дизайне можно судить только с точки зрения произведенного эффекта. Задача выполнена – значит, дизайн хороший. Дизайн произвел эффект – случилось то, ради чего его создавали.

 

Дизайн как тягач. Состав едет – значит, тягач хорош. Соль в том, что измерить эффект не всегда так уж легко… Отсюда попытки определить качество дизайна как свое личное мнение / мнение друга и так далее. Это неверно – личное мнение здесь ни при чём.

 

3. Способ производства

 

Делая вещь, дизайнер всегда подразумевает, как ее будут производить – из чего, каким методом. Чтобы этот метод был технологичным, делал стоимость подходящей, позволял сделать вещь наилучшим способом.

 

Пример – не зря говорят, что в Икее сначала придумывают, сколько вещь будет стоить, а потом – как она будет выглядеть. Так и работает дизайн.

 

4. Эстетические качества и художественная ценность

 

В любом случае, воздействие на человека – важнейшая составляющая дизайна. Здесь нет места вкусовщине – это базовые художественные принципы, которые заложены природой. Вы просто понимаете, что это красиво. Хотя за этим может стоять многое – кропотливый труд и глубокие знания.

 

Дизайн не обязательно должен вызывать приятные чувства. Если задача раздражать – он должен это делать. Или вызывать подспудное беспокойство, если месседж заключается в этом. Хотя чаще всего дизайн отражает максимально достижимую гармонию, так уж получилось.

 

5. Ощущения конечного пользователя

 

Дизайн – гуманистическая вещь. Он проявляет себя только в момент взаимодействия с человеком, и ощущения этого человека – в конечном счете определяют всё.

 

Ощущения творца – тоже важны. Если хочется любоваться вещью после того, как она сделана – для многих это и есть то, ради чего они этим занимаются. А этап наслаждения проделанной работой – важнейший в процессе создания.

 

P.S. Как несмотря ни на что сделать дизайн плохим?
(очень распространённый способ):

 

1. Дизайнер делает то, чем хочется наслаждаться. В зависимости от квалификации, он делает действительно эффективную вещь, которая решит задачу.

 

2. Заказчик, основываясь на собственном вкусе, и думая, что это и есть критерий дизайна – начинает править результат. В конечном счете доволен заказчик, чувствуя себя творцом (именно жажда сотворчества зачастую движет им), но на этом плюсы заканчиваются.

 

Как в анекдоте:

– «Вчера был у доктора, он запретил мне употреблять алкоголь»

– «О нет, как же ты теперь?»

 

– «Всё нормально, я дал ему денег – он разрешил»

 

Про то, как работает дизайн – здесь.